На заявку
Здоровая рыночная среда обеспечивает поддержания нормальной экономики в государстве и создает прочную основу для будущего благосостояния нации. Позаботиться о тех участниках рынка, которые не могут самостоятельно довести свои товары или услуги до покупателя - долг каждого государства. Государственная поддержка и есть тот механизм, способный вывести большое число субъектов малого предпринимательства из трудной ситуации в лидеры, помочь им своим непосредственным участием и сделать доступной деятельность компании в условиях жесткой конкуренции либо поспособствовать освоению ими новых направлений.
Для регулирования отношений в сфере развития малого бизнеса был принят ФЗ № 209 РФ. Закон о развитии предпринимательства устанавливает сложный механизм взаимодействия государства и малого бизнеса, почему его не раз критиковали за отсутствие многих важных положений. За такой поддержкой государства часто обращаются и мошенники. Государство всячески стремится это пресекать через свои органы власти, но масштабы довольно велики таких преступлений.
Государственная поддержка оказывается не всем обратившимся, а только тем, кто соответствует критериям и вовремя подал заявку на ее получение. После чего, стоит соблюдать правила и обязанности ведь нецелевое расходование и использование средств и источников поддержки строго карается государством. В государстве существует реестр субъектов малого предпринимательства, куда вносятся сведения о юридических лицах получивших поддержку проекта. Малый бизнес существует в непростых экономических условиях в России и постоянно его денежные активы находятся в зоне риска. Для стартапов, все-таки, стоит пройти путь бизнеса сначала с государством.
Отметим, что субъектами малого предпринимательства считаются только организации;
К сожалению, согласно закону некоммерческие лица не могут быть признаны малым бизнесом и рассчитывать на государственную поддержку. Не предоставляется господдержка кредитным организациям, страховым компаниям, участникам соглашения о разделе продукции, ломбардам, валютным нерезидентам, организаторам игорного бизнеса и другим.
Еще один участник программы, который по закону имеет право претендовать на поддержку государства это микропредприятие – коммерческие организации, потребительские кооперативы, кроме унитарных предприятий, где средняя численность работников за календарный год не более 15 человек, чистая выручка за предшествующий календарный год не свыше 60 млн. рублей и доля участия РФ не более 25 процентов.
Субъекты отечественного малого бизнеса нуждаются в поддержке государства, так же как и другие юридические лица. Чтобы развивать свои дела малый бизнес выбирает один из двух путей; помощь от инвесторов или господдержка. Инвесторы, конечно, могут дать и больше денег и в более сжатые сроки, чем государство, но потребуют взамен также свои средства в немалом объеме. Гарантировать, что инвестор даст средства малому бизнесу невозможно, даже если предварительно уже есть договоренность. Крылатая фраза из кинофильма 12 стульев как нельзя лучше показывает всю схему инвестиции: “ Утром деньги – днем стулья, днем деньги - вечером стулья, вечером деньги - …”. Если выбрано государство, то представителю малому бизнеса предстоит пройти проверки и предоставить пакет документов, чтобы его заявка на помощь от государства была удовлетворена. Заслужить это вправе любое предприятие в сфере малого бизнеса.
В России формами господдержки бизнесу являются : федеральные и региональные и местные программы в виде снижения пошлин налогов и сборов, предоставление преимуществ и грантов, участие в выставках и ярмарках, аренда помещений передача оборудования и материалов и др. Функция по контролю за исполнением законодательства и развитием государственной поддержки бизнеса являются предметами ведения Минэкономразвития РФ. В субъектах РФ это обязанность органов исполнительной власти и местных властей. К примеру, в Новосибирской области поддержка осуществляется в форме средств Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, посредством поиска партнеров и размещения заказов на кооперацию Новосибирским региональным центром субконтрактации, с помощью проведения исследований и испытаний в Центре молодежного инновационного творчества и т.п. Малый бизнес работает с небольшим количеством людей и небольшими средствами, которые заложены в его бюджет.
Увы, к 2014 году количество обратившихся за помощью к государству за поддержкой малого бизнеса слишком мало, чтобы говорить о большой роли государства в экономике малого предпринимательства. Тому виной длительность процедуры рассмотрения, высокая степень контроля, невысокий процент граждан занятых в бизнесе, экономические сложности, недоверие граждан к чиновникам и коррупция, небольшой объем средств и др. Таким положением и ИП и другие предприятия малого бизнеса не могут быть удовлетворены.
В целом в России пока не научились использовать все возможности от помощи малому бизнеса в форме господдержки. Недавно Министр экономического развития республики Карелия господин Валентин Чмиль по поводу государственной поддержки предпринимательства в интервью российской газете заявил, что необходимо создавать условия, чтобы малые предприятия перерастали в средние, при том, что на территории региона зарегистрировано уже свыше 27 тысяч малых предприятий с участием государства. Очевидно, Россия пока не может сделать промышленный или правильнее сказать экономический рывок вперед, после которого произойдет существенное улучшение финансового состояния большинства. Никак не могут способствовать этому и вводимые Правительством РФ эмбарго на поставку продовольствия из за рубежа, во всяком случае, во внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.