Задать вопрос
Добавить вопрос
Наши преимущества

Внесение объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр

Высокий процент контрафактных товаров, прибывающих из-за рубежа, не только вредит экономике страны и угрожает интересам потребителей. Данная проблема является также головной болью российских правообладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации этих товаров.

Внесение информации об объектах авторского и смежных прав, о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности является способом защиты интересов тех правообладателей, чья деятельность во многом связана с перемещением товаров через границу РФ. Данный реестр ведется Федеральной таможенной службой и выступает одним их инструментов таможенного контроля.

Включение объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр осуществляется по заявлению правообладателя, которое подается им лично, либо его представителем. Федеральный закон «О таможенном регулировании» (ст. 306) регламентирует ряд сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в заявлении:

  • о правообладателе (либо его представителе);
  • об объекте интеллектуальной собственности, включаемом в реестр;
  • о товарах, операции с которыми (ввоз, вывоз) во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав;
  • о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

Консультация специалиста

Однако ошибочно будет считать данный перечень исчерпывающим, поскольку существует Соглашение «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза», где в статье 4 приведен расширенный список сведений, включающий, например, сведения об уполномоченных импортерах и экспортерах. Игнорирование данного документа на практике влечет отказ в принятии заявления, и представляется, что это упущение законодателя – отсутствие в федеральном законе полного списка требований, которым должно отвечать заявление.

Любопытен тот факт, что вероятность нарушения интересов правообладателя подкрепляется исключительно словами последнего. Законом не предусмотрено обязательного документального подтверждения того, что ввоз, вывоз или иные операции с товарами могут нарушить исключительные права. Формулировки «по мнению правообладателя, влечет нарушение», «правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение» подкрепляют данную версию.

К заявлению прилагается ряд документов, которые можно условно разделить на две группы. Первая, и она же основанная, представлена документами, подтверждающими исключительные права на объект интеллектуальной собственности (например, свидетельство на товарный знак или лицензионный договор). Во вторую группу входят документы, подтверждающие иные сведения, указанные в заявлении. Например, свидетельство о государственной регистрации правообладателя или доверенность, если заявление подается представителем.

Отдельно стоит выделить прилагаемое к заявлению обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров (ч. 5, ст. 306 ФЗ «О таможенном регулировании»). Данное обязательство рассчитано на те случаи, когда после приостановления выпуска товаров, вызвавших подозрение у правообладателя, судом не будет установлено нарушение исключительных прав. Эта мера направлена на защиту интересов добросовестных декларантов и подкрепляется обязанностью правообладателя гарантировать исполнение своего обязательства. Исходя из формулировки ч. 2 ст. 307 Федерального закона «О таможенном регулировании» можно сделать вывод, что правообладатель вправе прибегнуть к любому способу обеспечения исполнения обязательства, предусмотренному главой 23 Гражданского кодекса РФ. В то же время у правообладателя есть альтернатива – представить договор страхования ответственности, страховая сумма по которому должна быть не менее 300 000 рублей.

Заявление подается в письменной форме, хотя Соглашением предусмотрена возможность подачи заявления в электронном в виде с оговоркой «при наличии технической возможности». Однако это остается всего лишь возможностью, и нереализуемо на сегодняшний день, по словам самих представителей Федеральной таможенной службы.

После подачи заявления с пакетом документов в Федеральную таможенную службу начинается процедура его рассмотрения, общих срок которой не может превышать 3-х месяцев с учетов изучения документов, дополнительно запрошенных у правообладателя.


В случае положительного итога рассмотрения заявления объекту интеллектуальной собственности обеспечивается охрана со стороны таможенных органов, которая выражается в:

1) Приостановление выпуска товаров, содержащих признаки контрафактности, до выяснения вопроса о том, передавал ли правообладатель права на ввоз декларанту таких товаров

2) Обращение таможенного органа в суд с заявлением о привлечении декларанта к административной ответственности, что влечет наложение на него штрафа с конфискацией контрафактных товаров.

Стоит добавить, что на этих мерах способы защиты интересов правообладателя не исчерпываются, поскольку он может обратиться в суд с заявление о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительных прав в рамках статьи 1252 Гражданского кодекса.

Таким образом, включение объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр является эффективным способом защиты интересов правообладателей. В первую очередь правообладателей, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность.

Расскажите друзьям