Как зарегистрировать товарный знак?

Вы предприниматель и решили зарегистрировать свой товарный знак? Мы были бы рады, обратись вы к нам, но честно расскажем, как это сделать самостоятельно.

Предупреждаем, впереди много работы и вам понадобится много терпения. Регистрация товарного знака занимает до 10 месяцев, однако есть способ значительно ускориться.

Чтобы зарегистрировать свой бренд, требуется пройти несколько важных этапов:

— Проверить понравившееся вам название по базе Роспатента, но платно, или по бесплатным базам, но менее точно;

Бесплатные базы не всегда корректно отображают уже зарегистрированные бренды и не учитывают поданные заявки на регистрацию.

— Если товарный знак свободен, подать документы в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС, организация при Роспатенте);

Вы можете отправить заявку на регистрацию и обычным, и электронным письмом. Однако для дистанционной подачи требуется зарегистрировать личный кабинет на сайте ФИПС.

Не нужно бояться, что за 10 месяцев ваш товарный знак зарегистрирует кто-то другой. Роспатент учитывает даты приоритета — даты, когда были поданы заявки на регистрацию. Если кто-то попробует вас «догнать» с регистрацией такого же или похожего бренда, ему откажут.

— Оплатить государственную пошлину;

— Если требуется, оспорить предварительный отказ со стороны экспертов Роспатента;

— С гордо поднятой головой получить свидетельство о регистрации вашего товарного знака.

Может возникнуть обманчивое впечатление, что это просто, а сроки затягиваются из-за медлительности Роспатента, но это не так. В рамках своей практики мы хорошо изучили данную сферу и знаем, какие возникают трудности:

К заявке на регистрацию и названию есть определённые требования. Требования к заявке указаны на сайте ФИПС, а с названием дело обстоит сложнее. Например, название не должно противоречить нормам морали или принципам гуманности. Подробнее обо всех требованиях к названию мы пишем в статье «Как выбрать название бизнеса».

Вам нужно искать похожие бренды. Эксперты Роспатента крайне ревностно относятся к понятиям «различительной способности» и «схожести до степени смешения», поэтому если эксперту даже на субъективный взгляд ваш товарный знак покажется похожим на чей-то другой — вы получите предварительный отказ с определёнными аргументами.

Именно поиск занимает большую часть времени. Почему поиск похожих брендов так сложен? Если ваш знак не на 100% идентичен другому, этого мало. Имеют значение регистр букв («Бориславский» — «БорисЛавский»), незначительные отличия («Борьеславский»), уточнения деятельности («Бориславский Авто»). Все эти названия, если они действуют в рамках однородных сфер деятельности, позволяют подать в суд с требованием прекратить использование товарного знака и взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей. Подробнее об этом мы пишем в статье «Как определить, что ваш товарный знак украли».

Можно «считерить» и миновать этот этап с помощью платного поиска в базе Роспатента, однако он стоит 95 тысяч рублей. Это единственный способ, позволяющий сберечь несколько месяцев жизни и приблизить момент регистрации вашего знака. «Договориться» с экспертом Роспатента не получится, каждый из них получает заявки от автоматической системы.

Вам нужно правильно подобрать классы международной классификации товаров и услуг (МКТУ), а также свои будущие товары и услуги. Классы МКТУ нужны для определения услуг и товаров, на которые действует бренд. Даже абсолютно одинаковые товарные знаки разрешены, если под одним из них делают машины, а под другим работает химчистка.

Классы МКТУ отображены в лексико-семантическом идентификаторе наименований товаров и услуг (ЛЕКСИНТУ). Их нужно выбирать сразу на все сферы, которые потенциально могут быть полезны для вашего бизнеса, потому что расширить их список после регистрации уже будет нельзя, для этого потребуется повторная регистрация бренда.

Важно: правильно подобранные классы позволят вам защитить свой бизнес от конкурентов, которые могут зарегистрировать похожие бренды, используя формально незанятые классы. В таком случае придётся долго судиться и привлекать независимого эксперта, который докажет однородность ваших с конкурентом сфер деятельности.

Максимально расширять список классов для вашего бренда может быть дорого и отчасти бессмысленно. Один класс МКТУ увеличивает итоговый размер госпошлины на 2,5-5 тысяч рублей, а если вы не используете бренд для этого класса в течение 3 лет, его могут снять в судебном порядке.

Однако недостаточно выбрать только классы МКТУ, нужно уделить внимание непосредственно товарам и услугам (ЛЕКСИНТУ), а они могут вас серьёзно удивить. К примеру, класс №11 дополнил холодильники столь «похожими» на них ядерными реакторами. В то же время однородные товары (одежда и аксессуары) могут быть распределены между разными классами.

Непосредственно товары и услуги, кстати, после регистрации тоже не получится расширить, поэтому продумывать будущий ассортимент стоит заранее.

Рекомендуется прописывать товары (услуги) и по отдельности, и целыми категориями. Поэтому не удивляйтесь, что это добавит вашей заявке несколько дополнительных страниц.

Стоит учитывать, что госпошлина довольно большая. Как мы уже писали выше, она зависит от количества классов МКТУ. Можно сэкономить 30%, если подать её через личный кабинет ФИПС, но для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). С помощью юриста можно подать заявку, используя его электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Если к заявке на регистрацию приложить квитанцию об оплате госпошлины, это поможет эксперту немного быстрее приступить к рассмотрению ваших документов.

Вы можете получить предварительный отказ. Чаще всего подача заявки влечёт за собой три события: регистрацию бренда и выдачу свидетельства, получение запроса по формальным деталям, вроде неверного адреса, и предварительный отказ. Отказ — самое неприятное из них.

Официально данный документ называется уведомлением о результатах проверки, в рамках которого эксперт проверяет соответствие названия законам России. Уведомление включает в себя определённые аргументы о том, почему эксперт хочет отклонить вашу заявку — в большинстве случаев это схожесть с чужим брендом.

Чаще всего уведомление занимает несколько страниц и написано юридическим языком, но бывают и короткие отказы. Если эксперт привёл много аргументов, вы можете зацепиться за некоторые из них и попробовать их оспорить, не сдавайтесь. Эксперта можно переубедить, но делать это нужно в одном ответном письме, вступить с ним в переписку не получится. Приводите все ответные аргументы, которые кажутся вам подходящими, ведь эксперты Роспатента тоже люди, они могут не понимать ваше мышление или пребывать в плохом настроении.

Не бойтесь занять своими аргументами 10 и более страниц или привлечь к написанию специалистов. К тому же, важно писать в той же манере, что и сам эксперт, а также по тексту ссылаться на ваше мнение практически при любом утверждении. Предварительный отказ никого не радует, но в ответе важно сохранять доброжелательный тон и не допускать проявлений раздражения. К счастью, с ответом можно не торопиться, у вас на него есть 6 месяцев.

Если ваш ответ окажется недостаточно убедительным, заявку отклонят.

 

Если вы понимаете, что можете не справиться самостоятельно, мы предлагаем вам свои услуги и более чем 10-летний опыт:

Регистрация торговой марки

Защита товарного знака

 

Возможно, вам будут интересны другие наши статьи:

Как защитить товарный знак в Интернете

Как доказать, что ваш товарный знак украли


22.12.2019

Возврат к списку

Напишите нам прямо сейчас, и мы ответим в течение нескольких минут!

Оставить заявку

Оставить заявку

+

Ваш вопрос:

+

Заказать звонок

+
 
+
 
+